В ноябре 2012 года в странах Евросоюза изменились правила маркировки всей шинной продукции, продаваемой на их территории. От себя самих до введения новой маркировки они отличаются наличием наклеек, где содержатся сведения о ряде важнейших, по мнению европейских чиновников, эксплуатационных свойствах. К таковым относится топливная экономичность, уровень шума и сцепные свойства на мокрой дороге. Оцениваются эти показатели при помощи букв – от A (лучше) до F (хуже), а также цветов – от зеленого (лучше) до красного (хуже). Выбор столь небольшого количества параметров обусловлен стремлением снизить смертность на дорогах и потребление энергоресурсов. Маркировка была так же призвана упростить ситуацию выбора, если вы решились купить грузовые шины, или же легковые.
Реакция производителей грузовых шин к новой маркировке
Через свои пресс-службы все производители шинной продукции, включая изделия для грузовых автомобилей, как один радостно встретили введение новой системы маркировки, заявив, что она облегчит выбор, благодаря возможности легко получить необходимые сведения о той или иной шине.
Реальность оказалась для многих компаний весьма неприятной. У значительной части выпускаемой ими продукции оказались серьезные проблемы, как минимум по одному из показателей, указанных на наклейке. Наличие красного цвета на ней наносило существенный вред продажам. Результатом стало появление множества модернизированных или вовсе новых моделей, у которых с зеленым цветом было все в порядке. Соответственно, это повлекло за собой не только увеличение затрат на их разработку и усовершенствование, но и достаточно высокий вал критики в адрес авторов нового регламента.
Недостатки европейской маркировки грузовых шин
Суть критических замечаний со стороны производителей грузовых шин сводился к тому, что введенная маркировка не может служить основанием для объективной и достоверной оценки их эксплуатационных качеств. Для этого требуется гораздо больше сведений, чем информация об уровне шума, сцеплении на мокрой дороге и сопротивлении качению. Например, грузовые шины Мишлен по таким важным параметрам, как протяженность тормозного пути на мокрой и сухой поверхности, уровень стойкости к абразивному и неравномерному износу, устойчивость и управляемость на высокой скорости. Для зимних грузовых шин важны не только эти характеристики, но и сцепные свойства на заснеженной и обледенелой поверхности.
Выбрать грузовую шину по европейской маркировке
Несмотря на все недостатки, данная маркировка может быть использована для выбора грузовых шин. Но при этом нужно знать гораздо больше. Например, каждая градация сопротивления качению составляет разницу в расходе топлива от 5 до 8%. Т.е. разница между буквами A и F может достигать немалые 35% в пользу первой. В свою очередь, сцепление на мокрой дороге оценивается по протяженности тормозного пути на ней – здесь разница между лучшими и худшими характеристиками может составлять от 3 до 6 метров при замедлении со скорости 80 км/ч. Несколько отличается оценка уровня шума шины – 6 дБ между низкой (соответствует будущим европейским требованиям) и высокой (ниже действующих европейских требований на 3 дБ) шумности. Всего таких категорий три – посередине располагаются те шины, которые по уровню шуму отвечают действующим европейским требованиям.